Автор Анна Петросян, психолог
В нарциссическом мире в котором мы живем, дети иногда выступают как некое нарциссическое расширение родителей. Это то, чем оборачивается не пройденная сепарация, когда родители не видят ребенка как другого, буквально переживают успехи детей как свои собственные, а неудач стыдятся и впадают в собственную плохость. Как будто это они облажались, ведь ребёнок- это их продолжение. И, собственно, в нем вся надежда на исполнение всего того, что не получилось у родителя. Не легкая такая ноша, скажу я вам.
И если сначала это похоже на невинное щебетанье мам на детской площадке - «о, Маша у меня пошла в 10 месяцев», а «у нас Петя в три уже на трех языках говорит», то постепенно это разворачивается на все больших уровнях, отравляя сердца вырастающих детей невидимым ядом.
Ядом, под названием «жить, ради того, чтобы мама с папой...(вставьте свое)».
Не расстраивались.
Не беспокоились.
Наконец-то полюбили.
Считали достаточно хорошим.
Лучше Васи и Марины.
Не отказались.
Не ушли.
Смотрели с восхищением.
Не пожалели о том, что я родился.
Поверили в то, что я могу.
Не раздражались.
Не развелись.
И чтобы вот это реализовать, я буду...(вставьте свое)».
Очень хорошей
Буду всем нравиться
Буду смыслом и опорой
Поступлю в университет на бюджет
Никогда не буду ошибаться
Стану тихим и удобным, а не громким и живым
Выиграю олимпиаду
Сдам все экзамены на отлично
Выйду замуж удачно
Не выйду замуж вовсе
И так можно бесконечно.
И вот уже Маша поступает в университет, чтобы не разочаровать маму, а Петя женится на той милой девочке, которую одобряет папа.
Поймите, для своих детей вы - Боги. Они готовы на все, ради вашего восхищенного взгляда. Даже на то, чтобы из раза в раз предавать себя.
Из раза в раз выбирать ваши ожидания, а не свои потребности.
Только какой ценой?
Я верю в то, что самое лучшее, что мы можем дать своим детям - это веру в то, что у них есть выбор. И право ошибиться. И самое главное, это знание, что несмотря ни на что, им есть куда придти. Всегда. При любых обстоятельствах. И они не услышат никогда «я же говорил, а ты...», или «и чем ты только думал?».
Предвидя вопрос «как?», отвечу.
Если значимый взрослый может жить свою неидеальную жизнь, делать ошибки и не разрушаться, если он принимает себя несовершенным, значит он сможет принять и меня. Значит и я могу. Значит со мной все так. И не надо класть свою жизнь на алтарь несбывшихся надежд другого, а можно жить свою. Полную своих ошибок и своих достижений.
Ключ - в признании своей неидеальности и принятии, сначала себя, а потом и своих детей. И да, это все не отменяет того, как здорово чувствовать гордость и восхищение, нежность и любовь.
Пост навеян книгой Селест Инг «Все, что я не сказала» и Альфи Коном «Воспитание сердцем».